Быть может, это – забавно, а может и – закономерно, но уж как-то слишком часто и с течением времени – все чаще и чаще слово это стало употребляться не в своем прямом, исходном, а в иносказательном значении. И здесь нет ничего удивительного – человек от природы предрасположен мыслить образно, а потому склонен улавливать смысловые взаимосвязи между тем, что видит и чувствует, и содержанием, пусть и не относящимся напрямую к обозреваемому явлению, понятий. Весьма показательным примером, иллюстрирующим этот факт, как раз и является данное слово, впитавшее в себя смысл весьма заумной фразы, звучащей следующим образом: ''стереотип поведения человека, не свойственный ему в силу воспитания или приобретенных привычек, но намеренно используемый им с целью введения в заблуждение себя и окружающих в отношении своих истинных намерений''. Разумеется, гораздо понятнее и естественнее для нас звучит старое доброе буквосочетание, отразившее вдруг все лицемерие и ложь нашей жизни: маска. Обратите внимание на экраны телевизоров – прислушайтесь к речам политиков, бизнесменов и культурологов, когда они начинают вещать о ''всеобщем благе''. Отметьте особо и оцените трезво словоизлияния жрецов тех массовых религий, что даже при гораздо меньшем уровне развития технологий подавления человеческой воли умудрились оставить жирный, кровавый след во времени. Тех самых религий, что явились единственной причиной уничтожения десятков мировых культур и утраты неисчислимого множества исторических ценностей – единственных источников объективной информации о нашем прошлом. Маски здесь – не на лицах. Они – на самой сущности этих людей, скрывающих от нас свою подгнившую основу. И мы частенько искренне верим – именно так, как они нас и призывают – в их неподкупную честность. Что, впрочем, вполне естественно: существам, хоть в малой степени разумным, свойственно доверять друг другу. Желание просто поверить часто берет верх над здравым смыслом, чем и пользуются некоторые наши собратья по виду. Но вот ответ на вопрос, зачем мы сами включаемся в абсурдный маскарад, говорим фальшивые слова и разыгрываем бездарные постановки перед окружающими, как оказывается, лежит глубже, нежели банальное желание получить выгоду обманным путем. Смею предположить, что в основе всего – страх. Страх, что нас не поймут, что осудят не только самые близкие люди, но даже мы сами. Страх, рожденный еще в самом далеком детстве после первой конфеты, взятой без спроса с обеденного стола, после первой бабочки, у которой – исключительно ради интереса – были оторваны крылья, или после любого другого поступка, казавшегося в те годы страшным преступлением. Помните, как Вы пытались выглядеть невозмутимыми перед своими родителями, и как они поверили – или не поверили – Вам? Как Вы потом раскаивались в содеянном, но вскоре повторили еще и еще раз подобные действия, и они уже не казались такими страшными? И как росло от раза к разу мастерство ношения масок? С течением времени мы учимся оправдывать себя – '' Таков мир… Таково человечество…''. Подобные самооправдания становятся для нас уже в юности, пусть ненадежной, но необходимой защитой от собственной совести и, одновременно – второй, внутренней стороной наших масок. Именно этой стороной они срастаются с нашими лицами, заставляя нас находиться в постоянном состоянии стресса, глубокого нервного напряжения. Еще бы: мало того, что мы обманываем других. Нам нужно умудряться при этом уверять себя в естественности, мало того – необходимости этого обмана, осуждая одновременно такие же умонастроения у тех, от кого мы хоть как-то зависим. Кто-нибудь еще помнит роман ''1984'' Дж. Оруэлла? Принцип двоемыслия в своем классическом варианте! Мы не любим свои маски, но и не можем так просто от них отказаться. Детский страх и глубоко упрятанный от себя же стыд по-прежнему с нами, и они всплывут из недосягаемого уголка нашего подсознанья, лишь только мы позволим себе расслабиться. А вот это уже – петля на шее, которую можно со стороны, напоминая время от времени о наших недостатках, затягивать или сильнее, или слабее. Маски делают нас управляемыми, и кому-то очень выгодно их наличие. Их культивируют и преумножают. Пример? Пожалуйста! Наше желание жить в тепле и достатке, видеть в своем окружении уважающих нас людей, иметь нормальную семью и детей – не менее естественно, нежели стремление помочь ближнему, побуждение сделать нечто доброе для всего мира в целом. Однако же находится кто-то, кто упорно внушает нам, вбивает нам в мозги, что зазорным является делать что-либо исключительно ради денег, ради карьеры, ради признания. А уж если мы оказываем кому-нибудь поддержку, находя в этом и личную выгоду, то это – ну, уж совсем некрасиво! Другой пример – нормальное, природное влечение людей противоположного пола друг к другу. Сколько грязи было вылито в эту сферу человеческих взаимоотношений… Какая это плодотворная почва для взращивания Масок! Но кто же эти Кто-то? Быть может, те представители нашего общества, у кого вышеупомянутые – более чем естественные – желания извращены, искажены, частично гипертрофированны? Те продавцы индульгенций, что уже давно все проявления свободы воли, творчества, мысли и чести окрестили грехом и никогда, -- повторю: НИКОГДА – не позволят сами нам мыслить хоть как-то иначе? Так стоит ли НАМ страдать из-за этих, воистину душевно больных людей, позволять им управлять собой? Ведь мы в своем большинстве уже не дети, а вполне взрослые и самостоятельные люди, способные понимать друг друга и прощать другим свои ошибки – те, что мы уже совершили, или которые могли бы совершить. И если мы вдруг четко осознаем, что рядом с нами – в семье, в кругу друзей или сослуживцев – точно такие же люди, способные нас понять и простить, то первый шаг на пути избавления от масок уже сделан. По крайней мере, от тех, за которыми мы прячемся от себя и от тех, что надели на нас моральные деграданты. Без масок жить легче. Без масок жить – свободнее. Сбросьте маски, Господа! Или, по крайней мере, не осуждайте того, кто уже сделал это. на главную страницу |
|