Единственный и неповторимый ...                 Никто не будет спорить, что любой город мира своеобразен. Это понятно... Есть уникальные города, притягивающие к себе внимание, скажем, своей древней историей или, напротив, невероятной активностью сегодняшней жизни. Но среди всех городов мира Санкт-Петербург занимает совершенно особое место. В нем столько необычного, порой необъяснимого, что в среде профессионалов самых различных областей науки и искусства возникло понятие «феномен Петербурга», ставшее даже предметом обсуждения ежегодно проводящейся в Санкт-Петербурге международной конференции с таким же названием. Не претендуя на научность и полноту, попытаемся и мы представить свое видение того, чем же уникален этот город, и в чем состоит его «феномен».
Начнем с того, что Санкт-Петербург – самый северный из крупнейших городов мира; расположенный, как сказал кто-то, «на краю Экумены», то бишь Человеческого Поселения. 60-я параллель северной широты - право, не лучшее место для проживания. К тому же, действительно, город - «на краю»: он, в некотором роде, тупиковый – во всяком случае «транзитным» для людей (как, например, Париж, Франкфурт) Санкт-Петербург никак не назовешь, разве что для грузов...

Решение царя Петра основать при впадении реки Невы в Финский залив город, а позже - еще и сделать его столицей России многим казалось безумным. Но великая мысль зародилась в уме столь же великого человека... Испросив благословения Небес, 27 мая 1703 года Петр закладывает камень в основание Собора святых апостолов Петра и Павла - так начиналась Петропавловская крепость. Так зародился город, нареченный Санкт-Петербургом.
Неразумность решения Петра относительно выбора места для строительства города виделась, помимо прочего, в том, что строить предстояло на болоте. И сегодня Санкт-Петербург – единственный из крупнейших городов мира, построенный на болотных почвах. Абсурд, не правда ли, тем более для XVIII-го века, если учесть технические возможности строительства того времени. Городу-младенцу неоднократно предрекали гибель... И в наши дни «болотное место» дает о себе знать – подземные «плывуны» разорвали одну из веток петербургского метро; бывали случаи проседания и даже обрушения домов. А тогда, при Петре, в наскоро отстроенных деревянных домах, опирающихся фундаментом на мягкую почву, вовсю тряслись стены, когда мимо проезжали экипажи...
Не только болотистая земля, но еще и нагонные (из-за ветров с Финского залива) наводнения делали безмерно тяжелым процесс строительства города. 55 раз за время существования Санкт-Петербурга Нева устраивала в нем наводнения. Ни один крупнейший город мира не испытывал на себе таких капризов своей главной реки...
Уже давно Нева одета в высокие гранитные набережные, но и в наше время вода, бывает, заливает их, превращая дома в фантастические корабли и заставляя в очередной раз считать потери. Может быть, главной характеристикой уникальности Санкт-Петербурга следует назвать то, что он - самый «искусственный» город мира. Сформированный первоначально как идеальный образ в голове Петра, он и развивался не стихийно, а так, будто разворачивался грандиозный, руководимый Мастером-режиссером Спектакль, в котором заранее четко определен состав участников, расписаны их роли, продуманы костюмы, сценодвижение и даже действия технического персонала...
По приказу Петра в Санкт-Петербург было переселено 15 тысяч мастеровых людей, с их семействами. Вызывались сюда и купцы, самые лучшие. Лица, причисленные к царскому Двору, обязывались безотлучно жить в Петербурге и строить там дома. Каждый воз, прибывающий в город, должен был сдавать у заставы по 3 булыжника. Также и каждая приплывающая в Санкт-Петербург барка доставляла для строительства города установленное количество камня. А как иначе построить город на болоте? Санкт-Петербург строился «из ничего» и «вопреки»...
Особенность постановки петербургского Спектакля состояла в том, что «артистов» российского общественного «театра», привыкших в основном к мрачным, статичным и однообразным ролям, Петр заставил, к их ужасу, играть совершенно иные, непонятные роли, а Спектакль назвал «Европейская цивилизация».
Ни один другой город, кроме Санкт-Петербурга, не строился как «окно» в другой мир. Не только порт - «Ворота в Европу» - нужен был Петру в лице Санкт-Петербурга. Через этот город российский государь мечтал совершить прорыв в иную цивилизацию, вытянуть Россию из темноты и невежества затянувшегося средневековья. Он заставил Россию учиться, призвав сюда лучших учителей и мастеров из Европы, а также отправляя на учебу за границу детей знатных фамилий. Русский народ стал осваивать невиданные прежде ремесла, науки и искусства и оказался при этом весьма талантливым. Тяжелее всех приходилось знати, которой велено было научиться носить европейское платье, парики, разучить танцы, вести себя сдержанно и прилично, а также пить «гадкий» кофе и т.д., и т.п.
С трудом, но Петр добивался желаемых результатов. «Репетициями» Спектакля были бесконечные ассамблеи и маскарады, устраиваемые в Летнем саду и в домах вельмож. Вход в них предоставлялся всем дворянам, гражданским и военным чинам, знатным купцам и старшим мастеровым людям. Главным достоинством этих мероприятий была атмосфера равенства и свободы. Чинопочитание не дозволялось. Сам Петр первым подавал пример доступности и запрещал вставать с поклонами при его появлении.
Похоже, что насильно насаждаемая Петром эта атмосфера уже в XVIII-ом веке стала настолько естественной и устойчивой, настолько глубоко «пропитала» город, что и через 100, 200 и более лет Санкт-Петербург выделялся среди других российских городов как некий «остров вольности», где можно было встретить то, что много позже, в ХХ-ом веке, получило название «андеграунд». Маленький «штрих» - пример уже совсем из нашего времени: вовсе не случайно, что постоянным местом проведения Международного фестиваля Сергея Курехина - «SKIF» (в 2003 году уже в 7-й раз), этого дерзкого мультикультурного проекта, в основе которого лежит концепция «Поп-механики», стал Санкт-Петербург. Здесь естественнее...

Вернемся к петербургскому Спектаклю: эскизы декораций к нему, или точнее - концепция оформления Сцены, была рождена также в голове Петра. Одержимый стремлением создать образцовый город, «парадиз», превосходящий по красоте знаменитые города Европы, российский император не хотел видеть свою столицу простым скоплением великолепных зданий; он хотел творить ее как архитектурный пейзаж, включающий широкие пространства, далекие перспективы, плавные линии Невы, каналов... Постепенно - с годами, десятилетиями - эта задуманная Петром картинка оживала и становилась реальностью. Ни один город мира не разворачивает так торжественно, как Петербург, свои величественные панорамы, ни один город не превосходит Санкт-Петербург по числу безупречных архитектурных ансамблей.

А еще - сады, так называемые «регулярные» сады виделись Петру обязательным элементом петербургских декораций. И опять - все создавалось «вопреки». Суровый климат с частыми ветрами, дождями или снегом, бедная болотистая почва всячески сопротивлялись созданию на этой земле российского «рая». И все же они не смогли выдержать натиск имперской воли и, в конце концов, уступили, позволив поселиться в Санкт-Петербурге невиданным до той поры деревьям, цветам и кустарникам, что были привезены не только с разных концов России, но даже из-за границы. В городе появились чудесные сады, сады – «пришельцы»... Главными зелеными «игрушками» Петра стали Летний сад, украшенный изысканными статуями, гротами, галереями, а также приводящий в восторг всех впервые попавших в него фонтанный парк Петергофа - северный Версаль, превзошедший по красоте и грандиозности свой французский прототип. Эти два уникальных парка и сегодня остаются главными природно-художественными ценностями Санкт-Петербурга.
Конечно, за свою историю Петербург не раз заимствовал, переиначивая на свой лад, различные культурные достижения лучших городов Европы, в частности архитектурные шедевры. И среди петербургских построек можно встретить подобия афинского Парфенона, венецианского Дворца дожей, Собора Святого Петра, что в Ватикане... Но в этом тоже своеобразие Санкт-Петербурга: в определенной мере, он являет собой музей европейской архитектуры.
Традиция украшать городские набережные сфинксами также была «экспортирована» из Европы. Но вот какая любопытная статистика по этому поводу: по количеству сфинксов на душу населения Петербург обгоняет и Париж, и Лондон, и Берлин, уступая только собственно египетским городам. Петербург, если можно так выразиться, - европейская столица сфинксов.
Если говорить о рекордах, то Санкт-Петербургу принадлежит рекорд мира по количеству мостов: их насчитывается здесь 539, из них 315 – в центральной части города. Это значительно больше, чем в таких известных своими мостами городах, как Венеция, Стокгольм и Амстердам.
Если бы кто-то занялся подсчетом кариатид и атлантов, размещенных на фасадах городских зданий, можно почти не сомневаться, что Санкт-Петербург тоже занял бы первое место в мире. На одном только доме, выходящем на «Пять углов», «пристроилось» 40 кариатид... Город населен таким большим количеством античных богов, мифических героев, нимф, русалок, аллегорических персонажей, драконов, львов и т.д. и т.п., которые украшают фасады, портики, крыши зданий, ворота, ограды, решетки набережных, мостов... что можно совсем потеряться во времени и пространстве, запутаться в реальном и нереальном мирах... Особенно, если вас окутывает своим волшебным покрывалом Белая ночь...

И осталось сказать еще об одном проявлении уникальности города, о том, что имеет явное отношение к понятию «феномен Петербурга». Всякий российский житель подтвердит, что со времени основания Санкт-Петербурга и до сегодняшних дней в России, по трудно объяснимым причинам, как некую особую «национальность», как особый тип людей всегда выделяли петербуржцев. «Петербуржец» звучало как пароль, устраняющий препятствия на трудном пути, открывающий сердца людей и двери дома в любом уголке России. Почетная и ответственная миссия...

А не миф ли это сегодня, если говорить о современном петербуржце?.. Чтобы проверить, наверно, надо приехать в Санкт-Петербург. Приезжайте  И не забудьте поздравить этот город с его 300-летием.

                                                                                            на главную страницу

 

 

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz