Мастерская.                Вячеслав Рогожин      " Проблемы Высшей Школы."

Идея, расколовшая мир,   родилась сразу.  Сразу,  как только мне, тогда еще студенту пятого курса физического факультета СПбГУ Андрею Полубарьеву взбрело в голову написать фантастический рассказ. Да-да, вы, несомненно, уже не раз слышали эту эпопею. От других. Позвольте же и мне, непосредственному виновнику всех произошедших впоследствии  событий, изложить ее,  так сказать, в авторском исполнении. Как бы меня ни оскорбляли одни и не восхваляли другие, какие бы небылицы ни слагали о моих "истинных намерениях" газетчики и журналисты в последние десятилетия. поверьте мне. Я ПРЕДВИДЕЛ ВСЕ ДАЛЬНЕЙШИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ И НАМЕРЕННО. ВО ВСЕМ ОТДАВАЯ СЕБЕ ОТЧЕТ. ОСУЩЕСТВИЛ ЗАДУМАННОЕ. Хотя началось все действительно с желания просто поупражняться в научной фантастике. В одном из номеров журнала "Техника - Молодежи" тех лет некто утверждал, что возможности жанра НФ исчерпаны, что ничего принципиально нового придумано быть уже не может. "Ну-ну..." - помнится, поду­мал я, двадцатидевятилетний балбес. уже успев
ший к тому времени поучиться в самых разных ВУЗах Петербурга, благополучно "закосить" армию и не сделать ни одного хоть сколько-нибудь стоящего дела в своей жизни: "Никто еще не написал ничего дельного о Главной Проблеме Высшей Школы!". Надо сказать, у высшей школы в России было в ту пору действительно немало проблем: недостаток финан­сирования со стороны государства, "утечка мозгов" за рубеж - там платят больше, износ оборудования и т. д. и т. п. "Перестройка"! Кто выжил, тот помнит... Однако самым больным вопросом оставались студенты. Надо сказать, и в лучшие времена они не отличались особой тягой к знаниям. А уж тогда, когда на отечественные те­леэкраны прорвалась красочная волна "западного" кинематографа, когда у многих появились персональные компьютеры, и Россия сама вырвалась в мировое Интернет-пространство, когда, наконец, в распоряжении молодежи оказалось неимоверное количество увлекательнейших компьютерных игр, обстановка с учебой приблизилась к безнадежной. Главной Проблемой Высшей Школы оказалась банальнейшая лень вчерашних учащихся средних школ, а теперь - студентов ВУЗов. Лень, подкрепленная всеми передовыми достижениями прогресса!
Являясь классическим представителем этой категории, я. однако, ото всей души желал науке только самого лучшего, а посему и решил в рамках научно-фантастического жанра поискать решение сей проблемы. Как видите - результат налицо! Наука на всех парах несется в звездные дали. прогресс набрал невиданную доселе скорость, а благосостояние отдельных граждан неуклонно идет по восходящей. Только делается все это уже не нами. Забавно! Все основные открытия последней четверти века, напрочь перевернувшие знания человека о природе, были совершены теми людьми, которым в пору моей юности, ну, совершенно ничего не светило. О Них мы вообще пытались не вспоминать... И разве что изредка кидали в молчаливо протягиваемые Ими шапки какую-нибудь мелочь, когда проходили Они мимо. Да, каюсь, мне Их было жалко. "Жалеть гениев?" - удивитесь вы. Но ведь тогда Они НЕ БЫЛИ гениями! Они вообще НИКЕМ НЕ БЫЛИ. в том смысле, что находились на самой нижней ступени человеческого общества. Настолько низкой, что даже самый жалкий бездомный бродяга не пожелал бы Их участи! Кто посмеет меня упрекнуть? Я просто хотел помочь людям! К тому же. как мне казалось. Они были идеальным решением и рассматриваемой мною проблемы. Кто может со всей ответственностью взяться за науку, не отвлекаясь на все соблазны современной цивилизации? Только тот. кто не имеет к ним доступа! Кто может самоотверженно и целеустремленно отдавать все силы решению поставленной задачи? Только тот, кто не имеет никакой иной альтернативы, никакого иного жизненного пути, тот, у кого это ЕДИНСТВЕННЫЙ способ самореализации! Действительно: человека невозможно оградить от мира даже с самыми благими намерениями - это бесчеловечно.  Но если он изначально, по своей природе "вычеркнут из жизни" - то для него любое стоящее дело есть благо. Тем более - наука? Никто еще серьезно не смотрел на Них, как людей, хоть в малой мере полезных для общества. Я - посмотрел. Результат - мои бывшие сокурсники по физфаку, если и работают по специальности, то лишь как лаборанты и младшие научные сотрудники (это в пятидесятилетнем-то возрасте!), а Они занимаются делом, которое мы раньше считали своим. Мир ро простым до абсурда. Линза, перемещающаяся рукой в трубке (повторяю описание слово в слово!), штук двадцать фотоэлементов, расположенных в рад и располагающихся в месте фокусировки света (при кустарном иаскололся, и мы оказались на обочине жизни. Хороню еще, что Они не слишком злые ребята. Они еще слишком хорошо помнят свое прошлое - безнадежную жизнь в непроглядном мраке при полном отсутствии каких бы то ни было перспектив. Устройство, описанное в рассказе, былзготовлении прибора, как потом оказалось, удобно использовать еще и соединенные с фотоэлементами относительно тонкие световоды от на­стольных светильников фабрики ЛОМО), простенькая система усиления электрического сигнала, который, будучи промодулированным промышленной частотой 50 Гц  )  проходил через двадцать же небольших катушек медной проволоки ,  удерживаемых все той же проволокой в пазах, выпиленных в обычном постоянном магните. 

 

На фотодиод или фототранзистор попадает свет, электрический сигнал от него усиливается   и уже с частотой колебаний, соответствующих источнику питания,  подается на одну из легких медных обмоток, до половины утопленных в пазах магнита. Именно эти обмотки, колеблясь все с той же частотой, и призваны были доносить визуальную информацию до адресата. Тривиально, не правда ли? Особенно для людей, имеющих дело с элек­троникой Зачем вообще нужны колебания? Но ведь будущее уже показало, что переменный сигнал воспринимается раз в сто лучше кожей человека, нежели постоянный! При той же интенсивности нажатия! Точно также будущее показало, что и оп­тимальное место приложения воздействия было выбрано верно (безымянный палец и часть ладони под ним). Не зря же слепые всегда исследовали мир руками. Слепые... Теперь никто не употребляет этого слова! Рассказ, напечатанный в Интернете, попал в руки массе людей. И у многих из них оказались достаточные знания в области электротехники. А у некоторых из этих многих были незрячие дети... Литература вдохновляет людей на действия, и поэтому я совсем не удивился, когда, уже будучи аспирантом, увидел среди первокурсников совсем уж молодых студентов - лет по тринадцать-четырнадцать в черных очках и с приборами для чтения книг в руках. Прибор не позволял в буквальном смысле видеть свет - узкая щель из нескольких десятков фотоэлементов не давала хоть сколько-нибудь полной картины того, что было вокруг, исключала возможность просмотра телепрограмм и развлечений с компьютерной графикой. Но он был дешевле самого захудалого плеера по своей себестоимости (что в ту пору оказалось, наверное, решающим по отношению к другим приспособлениям для незрячих) и - позволял окунуться с головой в многогранный мир науки и приключений, отраженный в тысячах тысяч книг. Изменение интенсивности колебаний отдельных катушек в магните не только доводило до сознания человека очертания отдельных букв. когда он прово­дил сканером прибора по ярко освещенной электролампой строке (дневного света явно не хватало для купленных в радиомагазине фотоэлементов), но и. благодаря ручной подстройке движущейся линзы, позволяло различить очертания графиков и простых картинок. Для учебы это оказалось необходимо и достаточно. Незрячие дети сутками напролет поглощали книги, за пять-шесть лет оканчивали программу средней школы - неизменно на "отлично", и с той же степенью усердия и самоот­дачи впоследствии трудились над наукой в высших учебных заведениях страны. Был и еще один фактор, который я сразу не разглядел, но который чрезвычайно способствовал нынешней ситуации. По неким биологическим законам, если живое существо оказывается лишено какого-либо природного канала получения информации (слух, осязание, зрение,...), деятельность остальных резко обостряется. Сознание человека в этом случае, подстраиваясь под них, концентрируется и многократно усиливает свою активность, пытаясь добыть из минимума исходных дан­ных максимум пользы. И ведь такая "тренировка воображения" ~ от самого рожде­ния! Куда уж было мам, "зрячим", до Их успехов... Мы сдались- Это стало просто неизбежным.

Однако что же вы думаете, мои слова - пораженческая речь старого челове­ка, жалеющего о прошлом? Как бы не так! Именно эти люди, которые в свое время получили в свои руки мир (благодаря непосредственному моему участию) готовы ныне вернуть свои долги. Помните, лет тридцать назад была полемика об "антигуманных" и "античеловечных" опытах и планах, связанных с генной инженерией? Помните       заявление президента Соединенных Штатов Америки, содержащее резкую критику этой научной области, выраженное в требовании прекращения экспериментов по клонированию и получению эмбриональной ткани? Помните толпы религиозных фанатиков, громивших впоследствии исследовательские центры, те центры, сотрудники коих не подчинились требованиям властей и продолжили свои передовые исследования? Это не остановило науку. Эстафету приняли Они, разработавшие в нелегальных лабораториях изумительнейшие ме­тоды борьбы с врожденными и приобретенными дефектами человеческого организма. И Они УЖЕ СЕЙЧАС могут обрести полноценное зрение. Но и это еще не все - за счет разработанной Ими системы нейросвязи каждый желающий теперь может напрямую, из мозга в мозг, передать адресату любое количество имеющейся у него информации за крайне малый срок (исключая, конечно, двухнедельный период наращивания временной нейросети между двумя сознаниями). По создаваемому методами генной инженерии нейронному каналу, аналогичному тому, что связывает полушария головного мозга, информация передается в той природной форме кодировки электрохимических сигналов, что наиболее естественна для нервной системы человека - а потому для восприятия ее не требуется ни сил, ни внимания. За пятнадцать минут я усвоил (а я стал ПЕРВЫМ "пациентом" - разумеется, добровольно) всю научную информацию, которую мой "семсей" сумел изу­чить за всю жизнь. Я уже говорил - они неплохие ребята, если не смотреть на них с предубеждением- Они дают нам шанс уравнять наши права! Стоит ли от него отказываться? Я всегда верил в науку и верю в нее теперь, а потому суть моей сегодняшней речи - обращение к миру, ко всем людям, кто меня сейчас слышит: отбросьте бредовые установки прошедшей эпохи! Государственные законы не долж­ны мешать исследованию живой материи! Это наша единственная возможность догнать время. Спасибо за внимание. До свидания. Пойду заниматься СВОИМ делом в СВОЮ лабораторию!

 
  журнал №7

 

Сайт управляется системой uCoz