ФАНАТИЗМ                         

 В. Рогожин

Как и многие столетия назад, как и во мрачные времена средневековья, так и сейчас, в начале двадцать первого века, основную опасность для человечества продолжает представлять человеческое же общество. Однако, отвлечемся на этот раз от столь привычных нашему слуху речей об экологической катастрофе, создании оружия массового уничтожения или иных ''свершениях'' подобного рода. Обратим внимание на гораздо более близкую к нам проблему. На то, что рядом с нами. На то, что, возможно, уже внутри нас, наших чувств, нашего сознания, нашего мировоззрения – на фанатизм. В чем суть, в чем истинная природа этого явления? Какие причины побуждают, казалось бы, вполне обычных людей на совершение немыслимых злодеяний, тех самых злодеяний, что заставляют содрогаться сердца миллиардов жителей нашей планеты, что поражают своей абсурдностью и явно бессмысленной жестокостью? На первый взгляд, разобраться в значении этого слова несложно. Возьмем за основу дальнейших рассуждений весьма сухое, но зато достаточно общее определение: ФАНАТИЗМ – не имеющая четкой, последовательно доказанной и внутренне непротиворечивой основы вера в превосходство по некоторому ряду признаков какой-либо одной системы положений (идеологии) над всеми остальными, сопровождаемая, с одной стороны, ярко выраженной потребностью в проповедовании, навязывании ее окружающим, с другой – проявлениями агрессии, озлобленности в отношении инакомыслящих. Не будем судить о его справедливости. Кто знает – быть может, читателям известно более корректное определение? Отметим, однако же, следующий факт: оно не раскрывает ни причин подобного состояния человеческой натуры, ни методов выхода из него – а уж тем более, его предупреждения. Но ведь именно сейчас для нас может оказаться крайне необходимым гораздо более полный анализ этого вопроса. Действительно: мы живем в мире, где рядом с нами присутствует масса фанатично настроенных людей. И мы должны знать, чего можно ожидать от них и как с ними сосуществовать дальше. Ведь и то, что они могут оказаться одного с нами мировоззрения, отнюдь не является гарантом от опасных для нас действий с их стороны. Согласитесь: возможное расхождение планируемых действий даже с положениями собственной, исповедуемой идеологии отнюдь не обязательно станет преградой для фанатика – он борется ради ''Светлого Будущего'', ОТДАЛЕННОГО ее торжества. А потому сегодняшний вред не только ''неверным'', но даже себе и последователям собственного же культа может и не явиться для него существенной преградой – цель оправдывает любые средства.

Для начала задумаемся: что является наибольшим злом с точки зрения фанатично настроенных людей? Что вызывает у них наибольшую ярость? Ответ достаточно тривиален. Это – любая попытка разумного, последовательного анализа ИХ СОБСТВЕННОЙ или даже ЛЮБОЙ ЧУЖОЙ, казалось бы, враждебной для них идеологии. Причина проста – только и именно этот анализ способен вскрыть общие недостатки ВСЕХ концепций, основанных исключительно на непоколебимой вере. В том числе, и исповедуемой ими. А, следовательно, основным, враждебным для фанатиков свойством человеческой природы является чувство, знакомое нам, как страсть к познанию, стремление к многостороннему осмыслению того, что нас окружает – чувство Разума, как мы вполне могли бы его назвать. Серость, безграмотность, легковерность – вот те ''достоинства'' человека, что создают идеальную почву для проявлений фанатизма. А потому источником его могут являться ЛЮБЫЕ культы, исходно исключающие всякий критический анализ своих догматов. И те из них, что исповедуют общечеловеческие, гуманистические ценности, отнюдь не являются исключением. Мало того, фанатизм, возникающий на их основе, может оказаться гораздо более разрушительным, нежели имеющий исток в открыто агрессивных культах, ибо здесь он имеет сразу два канала реализации опаснейших своих проявлений. И если проявления первого элементарны и связаны с простым поклонением конкретному Культу, то истинная суть второго гораздо менее известна. Будучи особо неугодной для фанатиков первого направления, она почти никогда не раскрывается в публичной прессе. А потому мы обязаны выявить ее в максимально более полной и доступной форме.

Любой культ связан с ограничением волеизъявления тех, на кого направлены его интересы. И вполне естественно, что в первую очередь подавляется источник свободомыслия – та самая жажда познания, Чувство Разума, о коем уже упоминалось ранее. Однако же без этого естественнейшего для нашей природы стремления к последовательному, критическому анализу доступной информации, представления об ''Идеальном Человеке'', отраженные в идеологии культа, оказываются чудовищно искаженными, гипертрофированными, не соответствующими реальной человеческой натуре. И многие из тех, кто воспитан под постоянным давлением его фанатичных последователей и кто обладает по этой причине исходно искаженной способностью к мышлению, ОЩУЩАЮТ, однако же, эту дисгармонию. Ощущают и пытаются противостоять деструктивным для нормальной психики попыткам привести их к упомянутому идеалу. Весь ужас ситуации заключается в том, что борьба их направлена против ВСЕХ проявлений этого Идола – навязываемого объекта поклонения. В том числе, и против тех, что воплотили в себе ЕСТЕСТВЕННЫЕ проявления человеческой природы. И если в их число попадает хотя бы часть принципов оптимального сосуществования в разумном сообществе, например, принципы ограничения направленного, осознанного вреда, наносимого человеком человеку, то последствия также будут катастрофичны. Неофанатик борется с тем, что ЕСТЬ у старого ''идеала'', а не с тем, чего у того НЕТ. А потому новый Идол, созданный им по антиподобию старого, также не отражает ни естественную для людей склонность к познанию нового, ни к критическому его осмыслению. Тупая, злобная, бездушная химера – вот что практически неизбежно становится объектом поклонения подобного ''богоборца''. Однако же и это еще далеко не все: многие ''человеколюбивые'' культы САМИ содержат в себе зачатки подобных химер. А зачастую даже – законченные их образы. Для чего? Для оправдания несомненной недостижимости со стороны нормального во всех отношениях человека навязываемого ему ''Светлого Идеала''. Оправдания СОБЛАЗНАМИ со стороны сопоставляемых с этими образами и одновременно – враждебных всему живому существ, препятствующих избавлению людей от греховных мыслей. А раз речь идет уже о соблазне, то и химеры создаются не лишенными изрядной доли шарма, очарования. Опытные Творцы Великих Учений провоцируют несогласных на поклонение предложенным ими же монстрам, на фанатизм в чистейшем его виде. И – тем самым заслуженно обрекают последних на презрение и преследования со стороны окружающих.

Представители вышеописанных, на первый взгляд, противоположных друг другу направлений фанатизма, а на деле – одного и того же класса, класса безумцев, готовых стереть с лица земли все живое ради Идеи, непрерывно подогревают агрессивность друг друга собственными, ДЛЯ НИХ имеющими противоположные цели, действиями. И этот процесс мог бы беспредельно самоусиливаться, саморазвиваться, набирая сокрушительную силу, если бы не один факт. Им, а если быть предельно точным, представляющими его людьми, в своем большинстве – недальновидными, некритичными, и крайне эмоциональными, легко управлять. Что, разумеется, и делается теми, кто достаточно умен, но жаден, властолюбив и беспринципен. Результат – фашизм, религиозные войны, Культ Личности, костры Святой Инквизиции, события в Манхеттене. От фанатизма одних часто страдают совсем другие. И при этом парадокс ситуации заключается в том, что сам Культ в любом случае оказывается в выигрыше. От фанатиков первой группы всегда легко ''откреститься'', заявив, что они ''не наши'', так как не следуют исповедуемым догматам. Фанатики же второй – очевидно против данного культа и столь же очевидно опасны для общества. Пусть же общество САМО решает, С КЕМ оно… Мало того, вполне естественно, что в конце жизни, после обретения хоть какой-то доли здравомыслия, некоторые из представителей последней группы моральных дегенератов осознают-таки все кровавые заблуждения собственной юности. Далее следует глубочайшее, искреннее раскаяние, и… Признание ВСЕХ положений ранее враждебного для них Культа. А что может явиться лучшей Его рекламой в глазах обывателей, как не раскаявшийся грешник? Добавим ко всему вышесказанному страх перед мистическими силами, с действиями которых связываются те или иные бедствия. Ведь их тоже можно трактовать двояко: с одной стороны, как действия враждебных человеку и объекту поклонения существ, с другой – как своеобразный извращенческий педагогический прием со стороны самого Идола, наказание за непослушание, высшее возмездие за грех. Любое стихийное бедствие, любое человеческое горе становится великолепнейшей рекламой для Культа, причем тем лучшей, чем обширнее беда, чем ближе она к его собственным основам! Ну и, наконец, – не забудем о естественных проявлениях человеческой природы. Ряд биологических потребностей, отнюдь не только страсть к познанию, объявляются, опять же, греховными, что накладывает существеннейшие ограничения на их удовлетворение. А как способ ''разрядки'', ущербного их восполнения, предлагается сам же Идол, любовь к Идолу, почитание Идола. Иные проявления, напротив, направленно, намеренно взращиваются в обществе – те самые, что заставляют слушаться, подчиняться ''вожакам стаи'', служителям Культа, взявшим на себя право единолично ''общаться'' с Идолом и служить единственно возможным проводником между Ним и Его рабами. Удивительно ли, что подобная идеологическая система обладает гигантской устойчивостью? Она способна существовать тысячелетиями, завоевывая себе тем или иным образом все новых и новых сторонников среди людей с самыми разными типами мышления. Проникая, подобно раку, во все структуры общества, она подчиняет себе, поражает и искусство, и даже науку. И последнее вполне естественно. Ведь именно наука, являясь сферой приложения разума, несет в себе основную опасность для Культа, основанного на неполноценных Идеалах. Так что – мотив налицо. Сама возможность же подобного влияния заключена в том, что делается она самыми обычными людьми – со всеми их достоинствами и недостатками. А потому – на них также можно воздействовать, подчинить их разум, чувства, эмоции. Сторонники Культа, посредством ''идеалистов от науки'', хорошо знакомых лишь с частью всей научной сферы, пытаются доказать ее слабость, некомпетентность во всех, существенных для Культа, областях. Причем действуют они в этом случае с позиций того самого ложного (НЕДОСТАТОЧНО самокритичного) ''здравомыслия'', которое и критикуют впоследствии. И которое пытаются выставить в глазах несведущих людей, как основу всех существующих ныне научных методов в познании мира.

Однако каковы же первые признаки вышеописанного опаснейшего заболевания общественного сознания? Вдумайтесь: любому культу нужна реклама. А потому, если он угоден власти, последняя открывает для этого все возможные информационно-публицистические каналы. И наоборот, подавляет любую критику в его адрес – вспомните Культ Личности. Тем не менее, часто Культ предпочитает полную самостоятельность, действуя через людей, уже находящихся под его влиянием, людей, убежденных в истинности ВСЕХ его идеалов, а потому – верных его сторонников. И основным методом воздействия на неверных здесь в первую очередь становится искусство. Особенно те его сферы, что способны наиболее полно, наиболее эффектно донести чувства этих самых людей до общества. Донести и подчинить разум возможно большего числа его представителей вихрю полностью, безраздельно контролируемых Им чувств и эмоций. И совсем не удивительно, что первой в этом списке стоит поэзия, как наиболее эмоционально и информационно насыщенная, ритмичная и – впитавшая в себя все предрассудки прошедших эпох сфера творчества. К тому же – ведь именно это, последнее ее свойство позволяет наиболее эффективно, чем где бы то ни было, отсеивать инакомыслящих, предъявляя к ним те туманные, ''классические'' требования, несоблюдение коих с легкостью прощаются творцам ''идейно выдержанных'' произведений. Опять же, обратите внимание на стихотворные издания советских лет – реклама Культа, реклама духовной власти. А посему именно поэзия – тот наилучший из доступных нам индикаторов, что позволяют наиболее объективно судить о состоянии свободы слова, свободы воли в масштабах данного, конкретного общества или страны. И если вы видите, что подавляющее число массовых изданий, имеющих поэтическую направленность, не печатают тексты, противоречащие какой-либо конкретной культово-идеологической линии, и, напротив, полнятся творениями, поддерживающими эту идеологию, значит, дела в данном обществе совсем плохи. У авторов данного текста есть серьезнейшие и небезосновательные подозрения, что наше общество вновь скатилось к подобному рубежу. Вслушайтесь, всмотритесь в Реальность. Безальтернативная реклама конкретного культа по практически всем телевизионным каналам. Полная блокировка любой ответной критики со стороны кого бы то ни было – будь то представители науки или обычные люди. Попытки обоснования подобной позиции нацистскими лозунгами об ''особом пути'', ''особом предназначении'' конкретного народа и мутными рассуждениями о менталитете. Одновременно – запрет со стороны мракобесов от власти на исследования в области генома животных, растений и тем более человека, иначе говоря, в той сфере, что посягает на культовые интересы. Что же касается поэтических изданий – то показания этого индикатора уже давно перевалили за максимум. Как-то уж все это нам очень знакомо... Быть может, мы несколько преувеличиваем? Однако же если у Вас, уважаемый Читатель, также сложилось подобное ощущение, и вам не хочется жить в мире, где нет достаточной свободы для размышлений, то – стоит подумать, что делать дальше. В конце концов, далее чем вероятно, что мы раскрыли далеко не все первоисточники возникновения фанатизма. Выявили не самые важные формы его проявления. Определили отнюдь не самые корректные показатели ''степени поражения'' им общества. К тому же, ряд вопросов так и не был еще затронут, и они требуют дальнейшего своего обсуждения: существуют ли хоть какие-либо пути предупреждения фанатизма и уменьшения деструктивных его последствий, не связанные с насилием и ограничением свободы воли? Можем ли мы сами сделать хоть что-то, чтобы оградить себя и своих близких от деятельности Фанатиков Идеи? На нынешний момент в наших руках есть тот самый инструмент свободы, коего не было у наших предков – речь идет об Интернете. Воспользуемся же им и попытаемся вместе разобраться в сути давней проблемы. И для начала мы предлагаем Вам самоопределиться с личным ней отношением и ответить на ряд следующих, достаточно конкретных вопросов:

Каково, на Ваш взгляд, наиболее точное определение понятия ''фанатизм''?

Какую направленность наиболее часто имеют действия фанатично настроенных людей? Каковы наиболее яркие результаты этих действий?

В чем первопричина этого явления:

а) какие свойства человеческой натуры (или степень их выраженности) могут способствовать обращению конкретных людей в фанатиков;

б) какую роль здесь может сыграть их степень образованности;

в) как проявляется участие в этом процессе общественных (политических, религиозных, творческих или научных) организаций;

г) какой может оказаться роль позиции правительства в отношении этого вопроса.

Можно ли утверждать, что достаточно яркое проявление таких естественных свойств человеческой природы, как стремление к познанию нового и склонность к его последовательному, критичному и возможно более полному анализу наиболее эффективно препятствует обращению человека, ими обладающего, в фанатика?

Можно ли утверждать, что создание общества с минимизированными проявлениями фанатизма возможно только при соблюдении следующих условий:

а) при исходной, всесторонней поддержке в людях, его составляющих, именно этой, вышеуказанной склонности к последовательному анализу информации, причем тем более полному, чем более важной оказывается для них данная информация;

б) при условии создания базы для этого анализа, сформированной исключительно на основе четко выявленных научными методами взаимосвязях между проистекающими в окружающем мире явлениями (особенно – касающимися человеческой природы) и отраженной в форме, максимально доступной и интересной для человека?

Может ли оказаться, что:

а) накопленных к настоящему моменту знаний как в старых, так и новых областях науки, тех, о самой возможности возникновения коих никто невозможно было даже подозревать еще столетие назад, может оказаться более чем достаточно для прояснения ряда вопросов, отсутствие ответов к коим создавало ранее основу для процветания ряда мистических вероучений;

б) проблема состоит во многом лишь в выделении ответов на эти ''извечные вопросы философии'' из гигантского массива данных о природе вообще, жизни и человеке и изложении их в простой, понятной и по возможности краткой форме?

Следует ли ожидать с чьей-либо стороны как противодействия формированию подобной, научно обоснованной и внутренне непротиворечивой базы для любых дальнейших рассуждений, так и последующих попыток дискредитации этой системы в глазах общества, совмещенных с иными способами создания преград для ее распространения? Если да, то:

а) какие люди или организации могут быть задействованы в этом процессе;

б) каковы могут быть их действия;

в) какие методы Вы могли бы предложить для предупреждения или же преодоления возможных негативных последствий этих действий?

Ваши ответы присылайте с пометкой ''АНТИВИРУС'' по адресу dkp.narod.ru

Разговор будет продолжен!

  

Сайт управляется системой uCoz