А что такое любовь? Умеем ли мы любить? Вопросы
не так просты, как может показаться. Приглашаем вас познакомиться с
мнением известного психолога и философа: ЭРИХ ФРОММ “ИСКУССТВО
ЛЮБВИ”. (очень сокращенный вариант книги “Art of
Loving”) В своей книге я хочу показать, что любовь - не
сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек, независимо
от уровня достигнутой им зрелости. Я хочу убедить читателя, что все его
попытки любви обречены на неудачу, если он не стремится более активно
развивать свою личность в целом, что удовлетворение в индивидуальной любви
не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без
истинной человечности, без отваги, веры и дисциплины. Практика
любого искусства имеет определенные
общие требования, независимо от того,
имеем ли мы дело с врачебным искусством
или с искусством любви. Прежде всего,
практика любого искусства требует дисциплины.
Я никогда не достигну хороших
результатов, если я делаю что-то, только
когда я “в настроении”. Это может быть
приятным или забавным хобби, но я
никогда не стану мастером в этом
искусстве. Но действительная проблема в
еще большем - в том, что требуется
дисциплина всей собственной жизни. Едва
ли нужно доказывать, что сосредоточенность
составляет необходимое условие для
овладения искусством.
Сосредоточенность, однако, еще более
редка в нашей культуре, чем
самодисциплина. Это особенно очевидно,
если вспомнить, как трудно нам
оставаться наедине с собой. Возникает
беспокойство, возбужденность или даже
чувство сильной тревоги. Человек может
словить себя на том, что думает о планах
на предстоящий день, о том, куда пойти
вечером или о каких-либо других вещах,
которые ему приходят в голову вместо
того, чтобы в ней наступила пустота. Есть
специальные упражнеия для
сосредоточения. Но кроме упражнений,
можно научиться быть сосредоточенным во
всем, что бы ни делалось: в слушании
музыки, в чтении книги, в рассматривании
чего-либо... Обучение сосредоточенности
требует избегать, насколько это
возможно, тривиальных разговоров,
разговоров штампами - когда не
вкладывается душа в то, о чем говорится. Чтобы
понять, что такое терпение, надо только
посмотреть, как ребенок учится ходить.
Он падает, падает и снова падает и все же
продолжает делать попытки, пока однажды
не пойдет, не падая. Ясно,
что на этот вопрос нет простого ответа,
но сам вопрос указывает на один
достойный критики фактор в нашей
системе обучения: мы оставляем без
внимания такое обучение, которое в
высшей степени важно для человеческого
развития - обучение посредством
простого присутствия зрелого, любящего
человека. В предшествующие эпохи нашей
культуры или в Китае и Индии наиболее
высоко ценимым был человек выдающихся
духовных качеств. Учитель был не только,
и даже не в первую очередь, источником
информации, но в его функции входило
обучение определенным человеческим
установкам. В современном западном мире
в качестве образцов для подражания
предлагаются все, кто угодно, но только
не носители выдающихся духовных качеств. Одно
из таких качеств - объективность.
Это способность видеть людей и вещи
такими, как они есть, а также способность
отделять эту картину от картины,
сформированной собственными желаниями
или страхами человека. “Иметь
веру” в другого человека - это значит
быть уверенным в надежности и
неизменности его фундаментальных
установок, самой сути его личности, его
любви. В этом же смысле мы верим в самих
себя. Вера в себя - это условие нашей
способности обещать, и поскольку, как
говорил Ницше, человека можно
определить по его способности обещать,
то вера является одним
из условий человеческого
существования. Что касается любви, то
здесь имеет значение вера в собственную
любовь, ее способность возбуждать
любовь в другом человеке и в ее
постоянство. О
конфликтах. Иллюзия - считать, что любовь
обязательно означает отсутствие
конфликтов. Действительные конфликты
между двумя людьми служат не тому, чтобы
что-то скрыть или свалить на другого
человека, а переживаются на глубоком
уровне внутренней реальности, из
которой они исходят. Такие конфликты не
разрушительны. Они ведут к прояснению,
они рождают возвышенное удовлетворение
и просветление, из которых оба человека
выходят обогащенными знанием и силой. |