Что может быть выше любви, лучше любви, важнее любви? Наверно, ничего. Наверно, полноценный человек - это homo amans, человек любящий...

А что такое любовь? Умеем ли мы любить? Вопросы не так просты, как может показаться. Приглашаем вас познакомиться с мнением известного психолога и философа: 

ЭРИХ ФРОММ    “ИСКУССТВО ЛЮБВИ”.

(очень сокращенный вариант книги “Art of Loving”) 

В своей книге я хочу показать, что любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек, независимо от уровня достигнутой им зрелости. Я хочу убедить читателя, что все его попытки любви обречены на неудачу, если он не стремится более активно развивать свою личность в целом, что удовлетворение в индивидуальной любви не может быть достигнуто без способности любить своего ближнего, без истинной человечности, без отваги, веры и дисциплины.   (продолжение,  начало в №4)

                                                                                        ПРАКТИКА ЛЮБВИ
 

Практика любого искусства имеет определенные общие требования, независимо от того, имеем ли мы дело с врачебным искусством или с искусством любви. Прежде всего, практика любого искусства требует дисциплины. Я никогда не достигну хороших результатов, если я делаю что-то, только когда я “в настроении”. Это может быть приятным или забавным хобби, но я никогда не стану мастером в этом искусстве. Но действительная проблема в еще большем - в том, что требуется дисциплина всей собственной жизни. 
Факт, что человек имеет чрезвычайно низкую самодисциплину за пределами рабочей сферы. Когда он не работает, ему хочется быть ленивым, ничего не делать, или, выражаясь по-красивее, “отдыхать”. И жизнь часто становится расхлябанной, хаотичной.
Надо, чтобы дисциплина стала выражением собственной воли человека. Ее практикование не должно быть чем-то мучительным. Восток давно осознал, что то, что хорошо для человека - для его тела и духа - должно быть приятным, хотя бы в начале и пришлось преодолеть некоторые препятствия.

Едва ли нужно доказывать, что сосредоточенность составляет необходимое условие для овладения искусством. Сосредоточенность, однако, еще более редка в нашей культуре, чем самодисциплина. Это особенно очевидно, если вспомнить, как трудно нам оставаться наедине с собой. Возникает беспокойство, возбужденность или даже чувство сильной тревоги. Человек может словить себя на том, что думает о планах на предстоящий день, о том, куда пойти вечером или о каких-либо других вещах, которые ему приходят в голову вместо того, чтобы в ней наступила пустота. Есть специальные упражнеия для сосредоточения. Но кроме упражнений, можно научиться быть сосредоточенным во всем, что бы ни делалось: в слушании музыки, в чтении книги, в рассматривании чего-либо... Обучение сосредоточенности требует избегать, насколько это возможно, тривиальных разговоров, разговоров штампами - когда не вкладывается душа в то, о чем говорится.
Быть сосредоточенным - это значит жить полностью в настоящем, в “здесь-и-сейчас”. Нет необходимости говорить, что больше всего сосредоточенности должно быть у тех, кто любит друг друга. Они должны научиться быть близкими друг другу, не разбрасываться по многим направлениям.
Третий фактор - это терпение. Если кто-то гонится за быстрыми результатами, он никогда не научится искусству. Однако вся наша современная система содействует прямо противоположному - поспешности.

Чтобы понять, что такое терпение, надо только посмотреть, как ребенок учится ходить. Он падает, падает и снова падает и все же продолжает делать попытки, пока однажды не пойдет, не падая.
Нельзя научиться сосредоточенности, терпению, не умея чувствовать себя. Обычный человек восприимчив к своим телесным процессам: он замечает в них перемены и даже незначительную боль. Такая же восприимчивость к собственным духовным процессам намного более трудно достижима, потому что многие люди никогда не знали человека, живущего “оптимально”. Они принимают за норму психическую жизнь своих родителей и близких. Есть много людей, которые не видели, например, любящего человека или человека честного, отважного, сосредоточенного. А как достичь такого переживания, если его не было ни в детстве, ни в позднейшей жизни?

Ясно, что на этот вопрос нет простого ответа, но сам вопрос указывает на один достойный критики фактор в нашей системе обучения: мы оставляем без внимания такое обучение, которое в высшей степени важно для человеческого развития - обучение посредством простого присутствия зрелого, любящего человека. В предшествующие эпохи нашей культуры или в Китае и Индии наиболее высоко ценимым был человек выдающихся духовных качеств. Учитель был не только, и даже не в первую очередь, источником информации, но в его функции входило обучение определенным человеческим установкам. В современном западном мире в качестве образцов для подражания предлагаются все, кто угодно, но только не носители выдающихся духовных качеств.
Теперь я собираюсь рассмотреть те качества, которые имеют особое значение для способности любить.

Одно из таких качеств - объективность. Это способность видеть людей и вещи такими, как они есть, а также способность отделять эту картину от картины, сформированной собственными желаниями или страхами человека.
Способность думать объективно - это разум. Эмоциональная установка, основанная на разуме, это смирение. Быть объективным, пользоваться собственным разумом возможно только при достижении установки на смирение, при избавлении от мечтаний о всезнании и всемогуществе, которые свойственны детству. Смирение и объективность нераздельны, как и любовь.
Практика искусства любви требует практики веры. Рациональная вера - это убежденность, которая имеет своим источником наш собственный опыт мысли и чувства. Это, прежде всего, не верование во что-то, а определенность и стойкость, которые свойственны нашим убеждениям. Вера - это черта характера, пронизывающая всю нашу личность.

“Иметь веру” в другого человека - это значит быть уверенным в надежности и неизменности его фундаментальных установок, самой сути его личности, его любви. В этом же смысле мы верим в самих себя. Вера в себя - это условие нашей способности обещать, и поскольку, как говорил Ницше, человека можно определить по его способности обещать, то вера является одним  из условий человеческого существования. Что касается любви, то здесь имеет значение вера в собственную любовь, ее способность возбуждать любовь в другом человеке и в ее постоянство. 
Чтобы верить, нужна отвага, способность идти на риск, готовность принять даже муки и разочарование. Кто дорожит безопасностью и спокойствием как первостепенными условиями жизни, тот не может верить. Чтобы быть любимым и любить, необходима отвага считать определенные ценности достойными высшего внимания, а также отвага ради этих ценностей ставить на карту все.
Основной установкой для практики любви является активность. Это внутренняя деятельность, созидательное использование своих сил. Любовь - это активность; если я люблю, я нахожусь в состоянии постоянного активного интереса к любимому человеку. Но не только к нему. Я не смогу активно относиться к любимому человеку, если я ленив, если я не нахожусь в состоянии постоянного осознания, бодрости, деятельности. Сон - это единственная ситуация, допускающая бездеятельность; в состоянии бодрствования лености быть не должно. Ныне огромное число людей находятся в парадоксальной ситуации - они наполовину спят, когда бодрствуют, и наполовину бодрствуют, когда спят или хотят спать. Быть полностью бодрствующим - это условие того, чтобы не скучать самому и не заставлять скучать других. И конечно же, не скучать и не быть скучным для любимого - это одно из главных условий любви. Способность любить требует состояния напряжения, повышенной жизнеспособности.

О конфликтах. Иллюзия - считать, что любовь обязательно означает отсутствие конфликтов. Действительные конфликты между двумя людьми служат не тому, чтобы что-то скрыть или свалить на другого человека, а переживаются на глубоком уровне внутренней реальности, из которой они исходят. Такие конфликты не разрушительны. Они ведут к прояснению, они рождают возвышенное удовлетворение и просветление, из которых оба человека выходят обогащенными знанием и силой. 
Любовь возможна, только если два человека связаны друг с другом центрами существования, а значит каждый воспринимает себя из глубины своего существования. Любовь, так переживаемая, это постоянный риск, это состояние не отдыха, а движения, роста, работы сообща; наличие гармонии или конфликта, радости или печали является вторичным по отношению к основному факту, что два человека чувствуют полноту своего существования, в единстве друг с другом каждый из них обретает себя, а не теряет. Есть только одно доказательство наличия любви - глубина отношений, жизненность и сила каждого из любящих.

                                                                                 на главную страницу

 

Сайт управляется системой uCoz